божество, расчищающее путь. В поздней кит. мифологии божество, очищающее от нечисти могилы перед захоронением. В «Сань-цзяо соу шэнь цзи» («Записки о поисках духов трех религий», XV–XVI вв.) его происхождение связывается с древним магом Фан Сяном, отвращавшим нечисть. По др. версии, в Кайлу-шэня превратилась одна из жен (вариант: сын)
Хуан-ди (Желтый император/первопредок) по имени Лэй-цзу, умершая в дороге. Его изображения (огромного роста, одет в красный боевой халат, красные усы, синее лицо, в левой руке нефритовая печать, в правой — короткое копье) делали из бумаги и несли впереди гроба, чтобы злые духи не могли помешать шествию.
Источники:
Хуан Бо-лу. Цзи шо цюань чжэнь (Полный свод преданий). Т 3. Шанхай, 1882.
Литература:
Попов П.С. Китайский пантеон // Сборник Музея по антропологии и этнографии. Т. VI. СПб., 1907, с. 56–57;
то же. Все о Китае. Т. 1. М., 2003;
Юань Кэ. Чжунго шэньхуа чуаньшо цыдянь (Словарь китайских мифов и преданий). Шанхай, 1985, с. 49–50.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 476.